Вход | 
Положение о школе актива Лидер ---> Максимизировать
  

Школа актива Лидер
Школа актив «Лидер»
как эффективный прием мотивирования студентов
к учебной и социальной деятельности.

Идеальный колледж станет своего рода
тихой гаванью образования, в которой каждый
сможет попытаться найти себя и выяснить,
кто он такой и к чему он  стремится.

К. Роджерс

Авторы:
Пантелеева Елена Александровна
педагог – организатор КОГБОУ СПО
«Кировский медицинский колледж»





Прозорова Мария Николаевна
педагог – психологКОГБОУ СПО
«Кировский медицинский колледж»



    1. Ключевые понятия: школа актива, студенчество, социальная активность, общественная активность, мотивация, лидер, лидерство, «вертушка общения», тренинг, деловая игра.
    Школа актива – форма организации активных студентов образовательного учреждения, направленная на развитие организаторских способностей, опыт управления командой и реализация собственных проектов,  стимулирование социальной деятельности студентов в колледже.
    Студенчество - это период, когда в человеке закладываются уважение к себе, самооценка, способы взаимоотношений с окружающими людьми. От того, к чему будет подготовлен человек в этом возрасте, зависят его самореализация,  его карьера, то, кем он станет в жизни, чего добьется и будет ли он в конечном итоге счастлив.
    Лидер – член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль  в организации совместной деятельности и регулировании отношений.
    Лидерство – это реализация оптимальной, в некотором смысле, системы внутригруппового взаимодействия (взаимодействие между членами группы), направленного взаимодействия на достижение общегрупповых целей.
    Социальная активность – личностное образование, направленное на осуществление практической деятельности; преобразование себя и социума в соответствии с задачами общественного развития.
    Общественная активность – умение и желание поставить в своей жизнедеятельности интересы общественные, групповые выше интересов своих, своей семьи.
    Мотивация – это эмоциональное состояние,  которое побуждает к действию.
    «Вертушка общения» - досуговая форма деятельности, направленная на развитие личности. В основе – общение, выступающее фактором воспитания.
    Тренинг – тренировка, наработка навыков и умений.
    Деловая игра – имитация реального процесса действующей системы в форме игровой творческой деятельности.

    2. Цели и задачи

    Цели: привлечение студентов к разнообразным видам социальной деятельности по  плану  Школы актива «Лидер», включающей в себя освоение студентами теоретического и действенно - практического пласта умений и навыков с элементами менеджмента; осуществление собственного проекта личностного роста; повышение эффективности коммуникации; получение опыта организаторской, общественной и социальной активности как мотивации к успеху.
   
    Задачи:
основаны на общих компетенциях ФГОС среднего профессионального образования (на примере стандартов по специальностям направления     подготовки  «Здравоохранение»):
  • повышать устойчивый интерес к будущей профессии через личную и  социальную  активность;
  • повышать эффективность общения через информационно – коммуникативные   технологии;
  • формировать опыт  организаторской деятельности через собственную организацию;
  • формировать лидерские качества через навыки продуктивной индивидуальной и групповой работы;
  • формировать умение брать на себя ответственность за работу членов коллектива, за результат выполнения команды.

     3. Результаты

    На сегодняшний день Школа актива «Лидер» – динамично развивающийся проект. Здесь изучаются различные формы проведения внеаудиторных мероприятий, способы организации студенческого самоуправления, методика коллективной творческой деятельности. У студентов, прошедших Школу актива «Лидер», отмечается:
- улучшение навыков общения и прояснение целей и расстановка приоритетов в своей жизни;
- рост взаимопонимания со сверстниками; умение гармонично вливаться в коллектив и взаимодействовать в среде сверстников;
- возрастание уровня общих способностей, в частности, способность самостоятельно справляться со сложными жизненными ситуациями.

 
В ходе Школы актива «Лидер» студенты  могут:
  • Принять участие в качественных тренингах
  • Попробовать себя в роли организатора интересных мероприятий
  • Получить практический опыт управления командой
  • Осуществить собственный проект
  • Расширить круг общения.
  • Самосовершенствоваться

    4.   Критерии оценивания результатов
  • Осознанная и эффективная практическая апробация участниками программы Школы актива «Лидер» в образовательном пространстве.
  • Создание и самостоятельная реализация студентами колледжа социально-образовательных проектов, исследовательских работ.
  • Положительная экспертная оценка (внешняя и внутренняя экспертиза, научная, педагогическая, административная и общественная экспертиза) воспитательных систем, проектов и учебных планов образовательных учреждений, созданных с участием представителей Школы актива «Лидер».
  • Качественное одобрение большим числом преподавателей и студентов колледжа социального  успеха участника Школы актива «Лидер».
    Для определения потенциальной полезности используется методика оценки по формуле (по О.Г.Красношлыковой, Т.А.Буяновой):
                                     
ПП = Н х П х З : 1000, где
ПП – потенциальная полезность;
Н – новизна (комбинация известных элементов, в совокупности представляющих новизну);
П – полезность (полезная, потенциальная значимость, получение практического результата);
З – значимость (воздействие на систему образования в колледже в целом и степень влияния на развитие, воспитание, образование)
    Использование данной методики предполагает опрос студентов, классных руководителей и преподавателей  по трем предложенным позициям в шкале от 1 до 10. Максимальная оценка ПП – 1.  

     5. Содержание

Лидером становятся день за днём, а не за один день.
Дж.Максвелл

Никогда не поздно стать тем, кем ты мог бы стать.
Джордж Элиот

    Идея. Школа актива «Лидер» как форма аудиторной и внеаудиторной работы способствует развитию и становлению компетентного, социально востребованного специалиста, обладающего общественной и социальной активностью, готового принимать решения с последующей их реализацией.

    Концепция. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые:
  1. могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия;
  2. способны к сотрудничеству;
  3. отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью;
  4. обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

    Эти качества представлены в Концепции модернизации Российского образования.
    Среднее специальное образование направлено на формирование личности, способной к самостоятельному жизненному выбору, продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию; предполагает работу над комплексом личностных качеств, которыми должен обладать человек современного общества.

Условия реализации
    Организация работы Школы актива осуществляется специалистами колледжа.
     Школа работает в соответствии с утвержденным планом воспитательной работы КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж» и программой дня Школы актива, утвержденной организаторами.
Срок реализации образовательной программы Школы – 1 год.
Студенты имеют право на участие в разработке программы дня.
Школа актива «Лидер» осуществляет свою деятельность, основанную на следующих принципах:  
  • игровой педагогики, сформулированной представителями Школы Г.П.Щедровицкого;
  • сопровождающей педагогики, при которых взрослый доверяет студенту и студенческому коллективу, причем не только «мелочи», но и серьезные ответственные решения; студент находится в равной со взрослым позиции, делая сознательно свой выбор и принимая на себя ответственность за принятое решение; взрослый передает (делегирует) часть своей ответственности и полномочий студенту, минимально вмешиваясь в его деятельность в случае обоснованной педагогической необходимости;
  • педагогики позитивизма, которая противостоит педагогике компенсации;
  • педагогики Макаренко, одной из основ которой является «методика параллельного педагогического действия».
    Школа актива «Лидер» осуществляет образовательную деятельность по  следующим образовательным направлением:
  • курс «Информационные технологии» (овладение формами изучения общественного мнения, овладение навыками использования информационных технологий для обеспечения реализации социально-образовательных проектов, обучение основам журналистского мастерства);
  • курс «Социально-образовательное проектирование и образовательное программирование» (обучение основам социально-педагогического менеджмента).
    Описание опыта
Изначально Школа актива – это философская школа,
где собиралась общность людей с едиными целями и
задачами. Суть школы – общение, через которое
выявляются интересы людей.
           Философский словарь


    Школа актива «Лидер» пользуется большой популярностью среди студентов медицинского колледжа. Для студентов  «Лидер»  – это  искра тепла, таланта, новых идей и веры в будущее, а самое главное - готовность это самое будущее вершить. Это бесценный опыт, стимул к новым начинаниям, вера в себя, свои возможности, своих друзей, и в то, что нет в этом мире ничего невозможного.
    Любая деятельность по организации начинается с изучения, разработки и утверждения регламентирующих документов. В своей работе по данному направлению мы руководствуемся рядом нормативных документов:
  • Федеральный образовательный стандарт
  • Положение о Школе актива «Лидер»
  • Программа дня Школы актива «Лидер»
  • Клятва председателя студенческого актива
  • Портфолио Школы актива «Лидер»

Аудитория участников и слушателей:
  • Активные студенты групп колледжа I – IV курсов;
  • педагог – психолог;
  • педагог – организатор;
  • студенты колледжа, проявившие себя в работе областного лагеря     студенческого актива ССУЗов «Колледж XXI века»;
  • представители студенческих строительных отрядов города;
  • представители молодежной политики города и области, отдела по делам молодежи области;
  • студенты-активисты других учебных заведений среднего профессионального образования  города и области.
    Для студентов создаются условия для творческой самореализации, социальной адаптации, развиваются и укрепляются организаторские способности будущих специалистов, формируются действенно -  практические умения и навыки.
    Структура программы дня:
  • Регистрация
  • Старт - игра
  • Лекция - презентация по теме Школы актива «Лидер»
  • Практикум общения.
  • «Вертушка общения».
  • Деловая игра
  • Практикум выполнения заказов (или создание проектов с последующей реализацией)
  • Рефлексия. Подведение итогов дня.
  • Отчёт о работе студентов актива в форме творческого проекта (создание портфолио)
    В результате:
1) сокращается время социализации  студентов  первого года обучения;
2) прививается интерес к выбранной профессии через решение профессиональных ситуационных задач;
3) развиваются и совершенствуются организаторские способности личности;
4) формируется коллектив студенческого актива колледжа.

     Студенты - участники Школы актива «Лидер» становятся успешными  и в жизни, и в учебе.
 
    Выводы по работе.
Начиная плыть по реке жизни в этом мире, ты оглядываешься по сторонам, видишь своих преподавателей и сокурсников. Но так как тебе мало только одной учебы, ты начинаешь подключаться ко всем мероприятиям, которые проходят у тебя в колледже. Наступает момент,  когда ты начинаешь активно продвигать свои идеи и теперь задумываешься всерьез: «Ребята, надо же что-то делать!». Но вот беда. Кто бы подсказал и научил тебя, как делать это «что-то». И вдруг тебя приглашают посетить Школу актива, где тебя могут научить организовывать себя и других, да еще помогут развить лидерские качества. Конечно, твоя первая реакция, и к слову будет сказано, верная -  немедленно участвовать! Еще один пока неизвестный для тебя мир открывает перед тобой свои двери…
     Уважаемые коллеги! Школа актива «Лидер» запоминается как яркое, интересное событие в студенческой жизни, наполненное суетой подготовки, волнением участия, выступлениями и радостью победы.
Для того, чтобы  получить результат, необходимо:
1)    увидеть активную и сильную потребность в деятельности у студента;
2)    стать источником и отражением  творческой идеи сотрудничества, в которую должен поверить студент;
   Тогда совместные усилия  оправдают все ожидания!


     Отзывы студентов о Школе актива:
«Если хочешь ты в актив,
Должен быть силен мотив!
Сделай ты себе презент –
Школьник был, а стал студент!» (студент, 3 ЗТО, Сунцов Иван)

«Школа актива «Лидер» - это новые горизонты!» (студентка 3 курса Кузьменко Роза)

«Школа актива – это мой путь, в котором нет дороги легкой,
Где я  не имею минутный привал.
Только движение. Без остановки.
Это мой  идеал!» (студент 5 курса  Варлыгин Антон).

«Здесь друзей приобрели,
Много ценного нашли,
Нам всегда здесь будут рады!
И в жару, и в снегопад,
Пригласите нас опять,
Ведь идеями своими
Поделиться каждый рад!» (студентка 4 курса Поносова Татьяна).

«Школа «Лидер» – это индивидуальное признание, новое испытание, признание заслуг и снова новое испытание»  (студент 4 курса Сафонов Александр)

    Как добиться социального успеха? – задаем мы вопрос студентам- выпускникам  и слышим  ответы:
    «… суметь самому себя воспитать, сформировать свою готовность к реальной  жизни после окончания колледжа, свой характер и устремления, чтобы моя жизнь  была счастливой, полезной для общества и себя, полнокровной и обеспеченной….»
    «…в молодости Л. Толстой сделал такую запись: «… имей цель для всей жизни, цель для известной эпохи твоей жизни. Цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и часа и для минуты, жертвуй низшие цели высшим». К этим словам и в наше чрезвычайно сложное и весьма неопределённое время что-либо добавить. Легкомысленное отношение к своему будущему, нежелание считаться с реалиями  жизни, расчет на «русское авось» безжалостно отплатят каждому  выпускнику, когда он того не желая, вступит в новую для него жизнь. Чтобы эта плата была как можно меньше, необходимо ещё  в стенах  учебного заведения  готовить нас  к реальной жизни».
    «…в умении разумно распоряжаться своим временем, разработать для себя разумный план деятельности, реализовать этот план на основе честности и добропорядочности в отношениях с окружающими людьми, особенно если вы лидер, ярко проявляются самостоятельность, зрелость и ценность человека. Вот почему каждому, кто заканчивает обучение, надо хотеть, надо сметь, надо брать на себя груз ответственности за собственное будущее….».

Китайская пословица гласит:
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».

    Мы, организаторы школы актива «Лидер», с гордостью можем сказать, что мы причастны к тому, чтобы научить наших студентов стать успешными! А если результат превосходит ожидания - это ли не успех?
    Занятия в Школе актива «Лидер» служат эффективным приемом мотивирования студентов к учебной и социальной деятельности.

Е.А. Пантелеева, педагог-организатор,
М.Н. Прозорова, педагог-психолог,
КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж»


РЕЗЮМЕ
                                       
Кто не горит сам, тот не зажжет других.
                                                                                                             Михаель Кон

    Основной задачей своей работы  считаем необходимость формирования у студентов социальной активности, разнообразных способностей и интересов.
    Методика работы со студентами основывается на идеях и принципах педагогики сотрудничества. В основу воспитательной деятельности вкладываем приемы мотивирования студентов к учебной и социальной деятельности.
    Убеждены, что формирование коммуникативной компетенции студентов является условием жизненного успеха. Именно поэтому в работе выбираем методику коллективной творческой деятельности (КТД), где каждый студент может проявить и показать себя в профессиональной и творческой деятельности. «Я умею, я могу, я делаю, я учусь стать лучше, учась у других, вместе с другими быть равным среди равных и расти, выделяясь среди равных».
    Основным условием достижения социальной успешности молодых людей считаем формирование в них таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, неравнодушие, стремление понять и адаптировать себя с окружающей действительностью.
    В своей профессиональной деятельности руководствуемся общедидактическими принципами, главный из которых – принцип активности и самостоятельности. В работе используем традиционные и инновационные технологии.
    Активный образ жизни студентов – это их участие во всевозможных конкурсах, тренингах, творческих  мероприятиях и смотрах.
    Внеаудиторная работа со студентами позволяет  развивать в студентах способности, необходимые для успеха в личной, профессиональной, общественной жизни, учит молодых людей быть непосредственными участниками событий, дает право выбора и роста. А это возможно только в коллективе.
    Уверены, что результат в конечном итоге зависит от сплоченности коллектива. Поэтому важное место в своей работе уделяем задаче  по формированию  коллектива активистов колледжа.  Это одно из направлений  деятельности. С целью формирования лидерских качеств активистов организуем школу «Лидер». Для студентов «Лидер» - это  искра тепла, таланта, новых идей и веры в будущее, а самое главное - готовность это самое будущее вершить. Это бесценный опыт, стимул к новым начинаниям, вера в себя, свои возможности, своих друзей, и в то, что нет в этом мире ничего невозможного.
    Считаем, что повышение социальной активности студентов позитивно влияет на познавательную, учебную и профессиональную деятельность. Оцениваем «Школу «Лидер» как один из эффективных приемов мотивирования студентов.

     Имеются публикации:
  1. Сборник материалов межвузовской научно – практической конференции «Актуальные вопросы современной науки и образования», в     рамках Недели вузовской подготовки. Статья «Коммуникативная компетентность студента как условие жизненного успеха», 2008 год.
  2. Сборник лучших областных методических разработок по организации и проведению воспитательной работы. Статья «Огонёк, как форма общения в качестве фактора воспитания», 2009 год.
  3. Сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции. «Здоровьесберегающая среда как условие формирования культуры здоровья учащейся молодёжи». Статья «Экология пространства как психологическая составляющая здоровьесберегающей среды», 2009 год.
  4. Сборник материалов Межрегиональной научно – практической конференции «Актуальные проблемы учебно – воспитательной деятельности учреждений образования». Статья «Коррекция психоэмоционального состояния через релаксационные упражнения», 2009 год.
  5. Сборник материалов 2-й Межрегиональной научно-практической конференции «С чего начинается Родина?» «Патриотическое воспитание молодежи нового века». Статья «Психолого-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания современных студентов», 2010 год.
    Активно участвуем в работе семинаров и научно - практических конференций  системы НПО и СПО города Кирова и Кировской области, презентуя свой опыт работы по современным воспитательным технологиям.
Back
  

Условия использования | Соглашение о безопасности |  Copyright 2010 by SM Soft